Корзина
Контакты
ООО "Компания ПрофИКа"
+375293110560консалтинг
+375295750287консалтинг
+375291533443обучение
+375291708503подбор персонала
+375445639902инжиниринговые услуги
Калиниченко Оксана Владимировна
БеларусьМинск220113, г. Минск, ул. Мележа, 5, корпус 1, офис 403 К
Карта

Кто ответит за растрату бюджетных денег?

Кто ответит за растрату бюджетных денег?

 Совет по развитию предпринимательства своей публикацией о разъяснениях по применению Указа о налоговом консультировании поставил точку в полугодовом противостоянии бухгалтеров-ИП и МНС РБ:

«Главой государства неоднократно подчеркивалось, что обращение к налоговым посредникам должно носить для бизнеса сугубо добровольный характер и ни в коем случае не может навязываться предпринимателям и организациям. Применение Указа также не должно привести к ухудшению положения иных субъектов, оказывающих в рамках своей профессиональной деятельности услуги, связанные с консультированием или составлением бухгалтерской и иной отчетности (адвокатов, юристов-хозяйственников, аудиторов, бухгалтеров и других). Для этого, в частности, в Указе была закреплена норма, согласно которой его положения не распространяются на деятельность названных лиц, и они вправе оказывать соответствующие услуги бизнесу на прежних основаниях без получения статуса налогового консультанта»

- Читать полностью: http://ced.by/ru/news/document/~shownews/2018-08-29-nalogovoe-konsultirovanie

Все это радует. Но лично для меня остается много вопросов. Главный - как такое вообще могло произойти?!

Сначала хронология.

Проект Программы развития ООН и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Содействие в создании института налоговых консультантов в Республике Беларусь» стартовал в феврале 2014 года (срок реализации 3,5 года). Проект финансируется Шведским Агентством по международному развитию (SIDA). На его реализацию выделено 545700 USD  (http://www.by.undp.org ).

Бенефициары (получатели финансирования) проекта:

1. Министерство по налогам и сборам;

2. Институт повышения квалификации и переподготовки экономических кадров (ИПК и ПЭК) при Белорусском государственном экономическом университете.

Бухгалтерское сообщество активно обсуждало создание института налоговых консультантов, и еще в 2015-м озвучивало проблемы, которые возникли в 2018-м в связи с принятием Указа и его разъяснениями. Например, здесь: http://buh.by/mes.asp?c=0&t=35348

Как сообщалось на сайте http://www.by.undp.org,  23 июня  2017 г. в Минске состоялась финальная конференция проекта ПРООН и Министерства по налогам и сборам "Содействие созданию института налоговых консультантов в Республике Беларусь" . В рамках итоговой конференции были озвучены результаты проекта, основные положения Указа Президента "О налоговом консультировании", инициативы учреждений образования по подготовке налоговых консультантов в республике, перспективы развития аутсорсинга налогового обслуживания, а также возможности совместного сотрудничества Ассоциации налогоплательщиков и Палаты налоговых консультантов для формирования благоприятной предпринимательской налоговой среды в стране. В рамках проекта было подготовлено 37 специалистов, которые смогут предоставлять профессиональные налоговые консультации.

Сентябрь 2017 – принят Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании». Все хорошо, бухгалтеров все устраивает, а налоговые консультанты действительно нужны. Как консультанты – прежде всего.

При обсуждении указа индивидуальные предприниматели высказывали опасения (как мы теперь знаем – вполне себе обоснованно): «У нас электронное декларирование сейчас „по желанию“, и подписка на журнал МНС. Так будет и с налоговым консультантом» https://finance.tut.by/news560485.html

Март 2018 – на сайте МНС появляется разъяснение, которым озвучивается запрет на ведение налогового учета и составление налоговых деклараций без квалификационного аттестата налогового консультанта. http://www.nalog.gov.by

Апрель 2018 – на нашем сайте поднимается вопрос о разумности  разъяснений МНС и их последствиях https://profika.by/a48301-2018-god-smerti.html

Июнь 2018 – начат сбор подписей под петицией о предоставлении права налогоплательщикам самим решать кому доверить ведение налогового учета.

Июль 2018 – МНС проводит рассылку (электронную и почтовую), предупреждая всех о том, что аутсорсинг с 2019 года возможен только по договорам с налоговыми консультантами.  К обсуждению проблемы подключаются СМИ и общественные организации.

Август 2018 – МНС отвечает отписками в духе «у нас все под контролем, все будет супер». Министерства стонут от наплыва запросов. Совмин все же озвучивает официально, что МНС «перегибает».

Так что же это было?..

Для меня наиболее вероятной кажется следующее. Министр по налогам и сборам С.Наливайко пообещал президенту: «дополнительных затрат бюджетных средств для данного нововведения не потребуется, однако появится еще один дополнительный канал профессионального посредничества наряду с юристами, адвокатами, аудиторами и бухгалтерами». http://president.gov.by

Кстати, заместитель министра по налогам и сборам В.Муквич отмечал, что введение подобного института в Беларуси - инициатива бизнеса, поэтому услуги будут востребованы. "Но мы не предполагаем, что сразу сформируется большое количество аттестованных налоговых консультантов, думаю, эта деятельность будет развиваться поэтапно и в течение двух лет появится до тысячи таких специалистов" http://www.belta.by  

Но за полгода действия Указа желающих стать консультантами практически не оказалось, и МНС было вынуждено принять меры для обеспечения выполнения своих обещаний. Естественно – за счет простых смертных, в данном случае – обязав бухгалтеров для продолжения своей деятельности получить аттестат налогового консультанта. Вот вам и поступления (от 200 долларов США – обучение, за сдачу экзамена – 5 базовых величин), и увеличение количества налоговых консультантов. Пол миллиона долларов поддержки извне освоили, пришла пора осваивать доходы бухгалтеров-индивидуальных предпринимателей…

Почему бухгалтеры, обычно тихие и мирные во взаимоотношениях с гос.органами, взбунтовались и начали строчить письма и запросы?  Заметьте, ни один из бухгалтеров не был против института налогового консультирования как такового до момента, пока это не превратилось в театр абсурда (а именно - до марта 2018г).

Вот вам некоторые расчеты:

Обучение (до экзамена плюс каждые два года) – при Минфине 570 руб . Если распределить на 2 года – 300р ежегодно.

Страхование, минимум на 1000 БВ=1000*24,5*1,5%=367,5 (ставку взяла из своего страхового полиса), для округления 370р ежегодно. Причем страховка не распространяется на штрафные санкции, налагаемые на ответственное лицо, т.е. все штрафа бухгалтера – это его расходы, которые страховкой не покрываются.

Членские взносы в Палату налоговых консультантов - 49р вступительный взнос и затем 2 БВ ежегодно (49р) 

Сдача экзамена – 5 БВ или 122,5р на текущий момент, единоразово, если сдать с первого раза.

Ежегодные затраты бухгалтера – плюс 720р. На ровном месте. Это при условии, что вы соответствуете требованиям: имеете высшее образование(экономическое) и после окончания ВУЗа отработали три года. А ведь многие работают десятки лет, но без профильного образования, и при этом являются хорошими специалистами. К главным бухгалтерам, которые работают в штате огромных предприятий, требования существенно ниже, чем к тем, кто ведет несколько ИП на УСН без НДС.

Для чего все это простому бухгалтеру, который ведет несколько постоянных клиентов и не собирается никого консультировать???  Потому что гладиолус…

Для себя вижу только один плюс: в 2019 году пойду на курсы для налоговых консультантов при Минфине. Для себя. Потому что Я хочу освежить знания, проработать новый налоговый кодекс, чувствовать себя более уверенно в рабочих вопросах. А не потому, что в МНС решили,  что без аттестата налогового консультанта я не смогу посчитать УСН.

А еще я бы хотела стать налоговым консультантом. Именно консультантом. И зарабатывать на жизнь не ведением учета, рутинной и преимущественно однообразной работой, а консультированием, поиском ответов на сложные вопросы, составлением «правильных» запросов… Но это не реально, к сожалению. Мечты…

Вопросы, которые меня интересуют как налогоплательщика:

1.       Кого сделают крайним (хотя бы неофициально) во всем этом сыр-боре, который затеяло МНС? Наверняка не С.Наливайко…

2.       Сколько бюджетных денег (т.е. наших с вами, денег налогоплательщиков) ушло на электронные и почтовые рассылки с дезинформацией? Иначе это не назовешь.. Отличная иллюстрация того, как любой документ с неточными формулировками можно обратить в нужную кому-то сторону.

3.       А ведь помимо самих рассылок пришлось еще и людям платить за работу, за ответы на шквал писем (например, ваша покорная слуга писала в Минтруда (о должности и требованиях к тому, кто в штате будет вести исключительно налоговый учет), в генпрокуратуру (о превышении МНС полномочий в виде расширения сферы действия Указа путем неверного толкования понятия «отчетность»), в МНС с вопросами о решении абсурдных ситуаций из-за разделения налогового и бухгалтерского учета)… Но эти цифры нам точно не дадут, потому как их никто не учитывает.

4.       Будут ли наказаны и как именно виновные в непрофессиональном толковании норм Указа? Обычно я не верю, что президент ни о чем не знал, но не в данном случае, поскольку его опасения были озвучены еще до подписания указа. Разве что это был тонкий расчет на предупреждение сложившейся ситуации, что мало вероятно, поскольку МНС свою позицию озвучило только в марте... Или все это было спланировано заранее?..

5.       Как можно было 6 месяцев позволять вводить в заблуждение всю страну?! Почему при толковании норм Указа МНС не согласовывало свою позицию с Совмином или хотя бы с Минфином и Минэкономики? Может, и напрасно, но я верю, что в Минфине работают адекватные люди, пока не было случая в этом усомниться. Даже в вопросе налогового консультирования позиция Минфина изначально была озвучена как противовес позиции МНС. Про Минэкономики ничего не скажу – они отмалчиваются.

6.       Будет ли МНС так же активно рассылать письма с признанием своей ошибки и извинениями, как пыталось вынудить всех обращаться к налоговым консультантам?

Вопросы, на которые вряд ли мы узнаем ответ… Разве что про рассылку с извинениями расскажут те, кто ее получит (если она вообще будет).

Очень мне понравилось мнение одного из форумчан сайта buhgalter.by  под ником  alpro55. Цитирую: «Когда у нас будет основная масса населения иметь годовой доход ну хотя бы 50 000 евро, т.е. будет так называемый средний класс, при развитой налоговой системе, тогда появится потребность у частных лиц в налоговых консультантах, как это сейчас у "бюргеров" в Германии, для сдачи годовой налоговой декларации. Нищим белорусам это пока не грозит. Крупный и средний бизнес имеет в своем штате команды бухгалтеров, экономистов, финансистов. Проводит регулярно аудит. Ему налоговые консультанты вообще пофигу. Остается наша уважаемая мелкота, ИПшники, ЧУПы и ООО с одним-двумя сотрудниками. Им налоговый консультант не по карману. Так что моё скромное мнение, не нужны они пока в РБ. Нет условий для расцвета этой деятельности. Появятся условия - появятся и консультанты, без искусственного насаждения сверху»

Все по делу.

Плюс еще один вопрос в никуда: откуда в наше стране взяться платному консультированию по налогообложению, если даже за собственные разъяснения МНС не отвечает?

Из последних новостей – МНС (как минимум – отдельные инспекции) начало электронную  рассылку формальных писем с выдержками из Указа, умалчивая при этом, что Указ не распространяется на договоры оказания бухгалтерских услуг (т.е. п. 1.5 Указа не цитируется в письмах). На фразу из рассылки «Налоговые консультанты страхуют профессиональную ответственность и отвечают за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций» хочется заметить: я как простой бухгалтер-ИП тоже страхую свою профессиональную ответственность (правда, на нужную мне сумму, а не на 1000 БВ) и отвечаю за свои ошибки. И в чем тогда разница между налоговым консультантом и просто бухгалтером?..

Печально осознавать, что в стране все может быть перевернуто с ног на голову, даже тексты Указов. Но если не молчать, обоснованно указывать на абсурдность таких толкований не на кухне друзьям/коллегам, а вышестоящим органам власти, все же есть шанс быть услышанными. Как оказалось. И это – радует.

Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в отстаивании интересов не только бухгалтеров, но и их заказчиков. Один человек мало что может сделать, но, объединившись, мы все же что-то можем изменить – помните об этом!

 

Ваша Ирина Александровна

vkontakte facebook twitter
Предыдущие статьи
Информация для покупателя

Юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ПрофИКа"

Беларусь Минск 220113, г. Минск, ул. Мележа, 5, корпус 1, офис 403 К

Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр

Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг/Регистре производителей товаров: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь

Регистрационный номер ЕГР: 192947161

УНП: 192947161

Регистрационный орган: Минский горисполком

Дата регистрации компании: 27.07.2017

Режим работы:

ДеньВремя работы
Понедельник09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Вторник09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Среда09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Четверг09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Пятница09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной