Корзина
Контакты
ООО "Компания ПрофИКа"
+375293110560консалтинг
+375295750287консалтинг
+375291533443обучение
+375291708503подбор персонала
+375445639902инжиниринговые услуги
Калиниченко Оксана Владимировна
БеларусьМинск220113, г. Минск, ул. Мележа, 5, корпус 1, офис 403 К
Карта

2018 – год смерти бухгалтера - индивидуального предпринимателя

2018 – год смерти бухгалтера - индивидуального предпринимателя

Вы можете пройти курсы для бухгалтеров автосервиса у нас. Наш тренер с 20 летним опытом сможет сделать из вас специалиста, с легкостью проконсультировать 

Довольно давно в РБ начали процесс приведения норм законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету к общемировой практике, а именно – к разделению двух типов учета.

Предполагается, что бухгалтерский учет (далее – БУ) служит для нужд управления предприятием, оперативного принятия решений, контроля со стороны собственников. В данном контексте БУ на разных предприятиях может значительно отличаться, вплоть до собственного плана счетов, обязательным является лишь соответствие правил БУ общепринятым стандартам и принципам. Т.е. бухгалтер (точнее специалст, ведущий управленческий учет) работает на собственника. От его квалификации зависит, насколько достоверной, подробной, качественной и оперативной  будет информация, на основании которой будут приниматься  решения по управлению предприятием . Бухгалтер не думает о налогах, он ведет учет свершившихся операций и их результатов максимально подробно и оперативно.

Налоговый консультант (далее – НК) на основании данных бухгалтерского учета производит корректировки, необходимые для исчисления налогов в соответствии с законодательством определенной страны. Для этого ему необходимо вникнуть в учетную политику относительно БУ на отдельно взятом предприятии, выделить статьи расходов и доходов, которые не участвуют в налогообложении, и на основании полученных данных правильно заполнить налоговые декларации и рассчитать налоги. Также НК, видя все данные предприятия, может посоветовать законные пути сокращения налоговой нагрузки.

Красиво. Но где-то там. У нас же бухгалтера учат соблюдать требования государства (вплоть до типовых проводок), работать на государство, вести бухгалтерский учет максимально понятно для проверяющих (уж никак не для собственника). Бухгалтер вынужден быть специалистом широкого профиля: и БУ вести, и налоги считать, и юристом быть, и кадровиком.

На этом фоне у небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей появилась неплохая возможность сэкономить: нанять одного бухгалтера или заключить договор на аутсорсинг вместо работы с целым списком специалистов в каждой сфере. Так у нас появились бухгалтеры – ИП, которые ведут несколько небольших клиентов. Не будем здесь рассматривать качество такого сотрудничество, т.к. это уж кто как относится к подбору специалистов и к своим обязательствам. В целом положение дел устраивало обе стороны.

И вот появляется  Указ Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ). Им в РБ создаются:

- новая профессия – налоговый консультант. НК должен заплатить 5 базовых величин за сдачу квалификационного экзамена и не реже 1 раза в два года проходить  обучение по  образовательной программе повышения квалификации для налоговых консультантов (естественно, платное);

- новый орган - Палата налоговых консультантов (ПНК), в которой в обязательном порядке должны состоять налоговые консультанты. Членство в ПНК стоит 2 базовые величины. ПНК подотчетна Министерству по налогам и сборам.

Кстати, подготовка к сдаче квалификационного экзамена в БГЭУ стоит 388р. Сколько будет стоить обязательное повышение квалификации – узнаем через два года.

На первый взгляд, волноваться следовало только бухгалтерам. Причем с текущего года, т.к. в соответствии с п.1.6 Указа физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но не являющиеся налоговыми консультантами, а также коммерческие организации, в штате которых не состоит работник, являющийся налоговым консультантом, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ на день вступления в силу настоящего подпункта деятельность по налоговому консультированию, вправе осуществлять такую деятельность по 31 декабря 2018 г. Т.е. прямо по тексту следует читать, что в 2018 году можно только ПРОДОЛЖИТЬ уже начатую деятельность, но никак не начинать работать.

В то же время в соответствии с п.1.5 Указа его действие не распространяется на ведение БУ и составление отчетности на основании договора. Все ли понимают, что именно это значит?

Например, термин "отчетность" в Указе не уточняется. У нас есть не только бухгалтерская, но еще и налоговая, и статистическая отчетность. Судя по тексту, если учет и сдача отчетности осуществляются  по договору аутсорсинга (т.е. вполне себе долгосрочное сотрудничество), то действие Указа на такую деятельность не распространяется. 

НО МНС считает иначе, и вот какое разъяснение размещено на официальном сайте:

"Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 Указа, его действие не распространяется на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых индивидуальными предпринимателями на основании договора. При этом под отчетностью следует понимать отчетность, составление которой предусмотрено главой 3 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»."

БУ регулируется Законом о бухгалтерском учете и отчетности  (далее - Закон о БУ). Это исключительно бухгалтерский учет, составление бухгалтерской отчетности. Налоги, налоговый учет никакого отношения к этому не имеют. Это значит, что с 1 января 2019 года ВСЕ бухгалтера-ИП смогут заниматься ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО бухгалтерским учетом. А БУ у нас имеет право быть только на предприятиях (опять-таки - определено Законом о БУ). 

В комментариях к Указу пишут: «Данная норма позволяет предотвратить монополизацию рынка оказания консультационных услуг в области налогообложения, по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности налоговыми консультантами». Что, серьезно? Кто-то будет заключать договор отдельно с бухгалтером для БУ и еще с НК для расчета и сдачи налогов? На предприятиях, которые могут себе это позволить, будет штатный бухгалтер, который и учет будет вести, и налоги сам сдаст.

А мелким фирмам и ИП БУ не нужен. Большинство применяет УСН, т.к. на текущий момент это одна из самых прозрачных и простых систем налогообложения. Книга учета доходов и расходов при УСН – это не БУ, в ней нет двойной записи, нет регистрации всех хозяйственных операций сплошным методом (см. определение бухгалтерского учета в Законе о БУ). Т.е. большинству субъектов малого предпринимательства нужен именно налоговый учет.

Проблема бухгалтеров, скажете вы? А вот и нет, не только. Еще и аудиторов (им тоже теперь нельзя консультировать по налогообложению и вести налоговый учет без получения статуса налогового консультанта, хотя для чего-то в экзаменационную программу налоговый кодекс входит). И еще – это ваша проблема, господа представители малого бизнеса.

У ИП нет бухгалтерского учета, они ведут НАЛОГОВЫЙ учет (он предусмотрен налоговым кодексом, помните?). А значит, с 1 января 2019 года официально ИП и те, кто применяет УСН с ведением книги учета доходов и расходов, смогут работать по гражданско-правовым договорам лишь с налоговыми консультантами. Как вы думаете, много их будет? Первый экзамен уже прошел. Статус НК получили 7. На следующий  заявлено 23 претендента. Это в масштабах страны, в которой по статистическим данным бухгалтер – одна из наиболее распространенная профессий. К концу года претендентов будет больше, конечно, сейчас еще не все понимают что происходит.

Поскольку деятельность по налоговому консультированию включает ведение налогового учета, составление налоговых деклараций, консультирование в области налогообложения, ни один бухгалтер-ИП не станет официально работать с индивидуальными предпринимателями, не получив статус НК. Причина проста: такая деятельность будет считаться незаконной, а значит весь доход подлежит изъятию в пользу государства. Кроме того, если ИП-заказчик применяет общую систему налогообложения (подоходный налог), то он не сможет включить оплату услуг НЕ налогового консультанта в затраты.

Для малых предприятий ситуация полегче, там может быть БУ. Но официально ответственность за расчет налогов будет нести директор. Либо главный бухгалтер, состоящий в штате, ведь на него не будет распространяться действие Указа. А это плюс отчисления в ФСЗН, Белгосстрах, а при определенных устных договоренностях еще и подоходный.

Итак, что мы имеем на текущий момент? Варианты действий:

1.         Работа с бухгалтерами «по-черному», как когда-то давно, платить бухгалтерам наличными из своего кармана. Теряют все, в том числе и государство (бухгалтерам не придется платить налоги с выручки).

2.         Самим учиться вести налоговый учет и составлять налоговые декларации. Ответственность как в варианте 1. Денежные затраты чуть меньше, а вот нервные и временные могут быть несопоставимо больше, особенно для «технарей» и производственников.

3.         Брать бухгалтера в штат. Помимо дополнительных затрат, это и новые обязанности для ИП-одиночек, т.к. они вынуждены будут стать нанимателями.

4.         Для предприятий, на которых ведется БУ – заключать договор на ведение БУ с бухгалтером, который неофициально будет еще и налоги считать, но ответственность придется нести самому руководителю предприятия (хотя в большинстве ситуаций это и сейчас так).

5.         Заключать договор с налоговым консультантом. Естественно, цены будут совсем другими (одни затраты на получение и поддержание статуса НК чего стоят…).

 

Думаю, по тону текста понятно, что автору статьи данные нововведения не нравятся. Да, не нравятся. И вот чем:

1.             Наше социально ориентированное государство в очередной раз решило заработать. Вместо того, чтобы написать нормальные, стабильные законы по налогообложению и не искать, где еще что «содрать» с людей, пытающихся заработать себе на жизнь, НК обязаны раз в два года проходить повышение квалификации.

2.             И даже если Указ не распространяется на штатных бухгалтеров, государство все равно в плюсе – в виде отчислений в ФСЗН.

3.         Никак не могу понять, почему НК может вести бухгалтерский учет, а бухгалтер налоговый учет вести не может. Если уж он НАЛОГОВЫЙ консультант – пусть занимается исключительно налогами. Так, как заведено в мировой практике, на которую у нас так любят ссылаться.

В принципе, сама задумка хороша. Когда БУ действительно служит потребности в информации собственника, нужно постараться, чтобы выделить данные для расчета налогов. Как в мировой практике. Не в нашей.

Только не понятно, для чего нужно было пару десятков лет приводить нормы БУ к международным (я как бухгалтер, честно говоря, особого прогресса для обычных малых предприятий так и не заметила), а нормы налогового кодекса - к максимальному «контакту» с данными бухгалтерского учета.  Чтобы теперь на всех углах кричать, как сложно их разделить и что для этого нужны особые знания?

Сделайте статус налогового консультанта добровольным (хотя бы на ближайшие лет 5, чтобы оценить потребность в них). Дайте  собственникам самим выбирать: работать с бухгалтером неопределенного уровня подготовки, но дешево (поверьте, это бывает оправдано, если деятельность простая), либо с налоговым консультантом, но дорого, зато с некими гарантиями.  Сколько уже можно «заботиться» о чужих рисках и деньгах. Дайте представителям бизнеса самим принимать решения и нести за них ответственность.

Но нет. С 2019 года бухгалтерам-ИП просто не кому будет оказывать услуги и они вымрут в бизнес-среде. А на смену придут налоговые консультанты-ИП, по сути все те же бухгалтеры, только с дополнительными затратами на приобретение права заниматься предпринимательской деятельностью.

Можно предположить, что хотели защитить заказчиков от непрофессиональных бухгалтеров. Но для этого достаточно было ввести обязательное страхование профессиональных рисков для бухгалтеров-ИП. Поверьте, сдача экзамена по законодательной базе еще не дает гарантию, что статус НК получает хороший специалист (это как в институтах: среди отличников есть «зубрилы», которые прекрасно знают материал, но не вдаются вглубь и не могут решить нестандартные задачи, а среди середнячков – «светлые умы», которые интуитивно находят верное решение даже без теории). Зачастую практика у нас довольно далека от того, что себе представляют законотворцы, поэтому сдача экзамена может служить некой гарантией лишь для тех заказчиков, у которых деятельность относительно простая и типовая. Но с такими задачами и обычные бухгалтеры справляются.

В очередной раз хотели как лучше, а получится как всегда: никому кроме государства лучше не станет. И то не факт – часть бухгалтеров в любом случае «уйдет в тень», сократив тем самым налоговые поступления.  

А жаль…

 

Ваша Ирина Александровна

p.s  прошу простить мне эмоциональность текста, я как раз из стана "вымирающих"..

p.p.s Появилось разъяснение о том, что аудиторы имеют право вести налоговый учет без получения статуса налогового консультанта. 

Приглашаем всех желающих на курсы автоэлектрика 

vkontakte facebook twitter
Информация для покупателя

Юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ПрофИКа"

Беларусь Минск 220113, г. Минск, ул. Мележа, 5, корпус 1, офис 403 К

Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр

Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг/Регистре производителей товаров: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь

Регистрационный номер ЕГР: 192947161

УНП: 192947161

Регистрационный орган: Минский горисполком

Дата регистрации компании: 27.07.2017

Режим работы:

ДеньВремя работы
Понедельник09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Вторник09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Среда09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Четверг09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Пятница09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной