Корзина
Контакты
ООО "Компания ПрофИКа"
+375293110560консалтинг
+375295750287консалтинг
+375291533443обучение
+375291708503подбор персонала
+375445639902инжиниринговые услуги
Калиниченко Оксана Владимировна
БеларусьМинск220113, г. Минск, ул. Мележа, 5, корпус 1, офис 403 К
Карта

Декрет №7: частное мнение

Декрет №7: частное мнение

Декрет №7: частное мнение

С 26 февраля 2018 года вступили в силу основные положения Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет).  Декрет - документ прямого действия, к тому же с абсолютным приоритетом в юридической силе, т.е. в спорных вопросах является определяющим.  Давайте его рассмотрим с позиции применения на практике…

Сразу хочется сказать о двух крайностях: положительной и отрицательной.

Положительная – упразднение технических нормативных правовых актов (ТНПА). Точнее -  сведение требований к минимальным. В частности, Декретом установлены:

1.       Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования

2.       Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования

3.       Общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования

4.       Общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования

Под «субъектами хозяйствования» понимаются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Все остальные ТНПА отныне носят рекомендательный характер (туда им и дорога). НО если ТНПА проходит регистрацию как нормативный документ, его текст в ПОЛНОМ объеме размещается на Национальном правовом интернет-портале – тогда он тоже будет обязательным.

Технические кодексы установившейся практики и ГОСТы будут являться обязательными для соблюдения только при ссылке на них в законодательных актах, технических регламентах Республики Беларусь, иных нормативных правовых актах Совета Министров Республики Беларусь.

Технические регламенты Республики Беларусь, в свою очередь, разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные для соблюдения требования в рамках ЕАЭС, и в отношении которой не вступили в силу или на которую не распространяются технические регламенты Таможенного союза  и ЕАЭС (подп.3.7 п.3 Декрета № 7).

Еще одно условие обязательности применения  ТНПА – это добровольное решение субъекта хозяйствования. Если уж заявили об обязательности их соблюдения – будьте добры, соблюдайте.

Очень правильное изменение. Хотите, чтобы выполнялись требования – пожалуйста: проводите их правовую экспертизу, регистрируйте, размещайте в общем доступе. До этого на сайте www.tnpa.by Национального фонда ТНПА размещалась только информация о таких ТНПА, но не их тексты. Получалось следующее: ТНПА надо соблюдать, при этом за текст нужно было еще и заплатить. Дошло до того, что стали продавать «именные» издания (с указанием на каждой странице кто именно заплатил за данное издание, т.е. для кого оно является официальным), чтобы доход на ровном месте не упустить…

Отрицательная – усиление ответственности руководителя юридического лица (ИП могут выдохнуть)  за непринятие необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 200 базовых величин. Право составлять протоколы об административном правонарушении на основании ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предоставлено должностным лицам (в пределах их компетенции), а рассматривать дела - районному (городскому) суду.

Статья размытая, единственный объективный критерий - вред, но вред не имуществу, а «интересам», другие критерии (например, неисполнение должностных обязанностей, нарушение законодательства, отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности, неисполнение указаний проверяющих и т. п.) отсутствуют. Перечень в ст.3.30 составлен из всех, кто уполномочен что-либо проверять (более 70 наименований). Если не будут приняты дополнительные нормативные акты об уточнении терминов – понятно, как будет выполняться план по поступлениям в бюджет за счет штрафных санкций.

 

Из остального выделим следующее:

1.       Введен уведомительный порядок осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности (перечень является приложением к Декрету №7). Но уведомление не исключает последующее прохождение «иных административных процедур после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности». Что ж, ждем обновленный перечень, утвержденный Президентом.

2.       С 1 января 2018 года интернет-магазины могут применять упрощенную систему налогообложения

3.       Введен срок давности по налоговым обязательствам (аналог исковой давности в гражданском праве), который составляет 5 лет. Логичное продолжение Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376, который ограничил проверяемый период налоговых проверок 5 годами. Впрочем, есть некоторые исключения: например, представление уточненных деклараций прерывает срок давности (подп.5.4 п.5 Декрета № 7).

Ранее действовал 3-летний срок давности по возврату плательщику или зачету излишне уплаченных налогов (п.4 ст.61 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Теперь, наоборот, этот срок упраздняется (подп.5.5 п.5 Декрета № 7).

4.       Осталось только одно основание для привлечения к субсидиарной ответственности — виновные (умышленные) действия (подп.5.6 п.5 Декрета № 7). Новая формулировка исключает как бездействие, так и неосторожность. По долгам банкрота собственники и руководители организации будут отвечать в том случае, если между активными действиями (к примеру, заключенными банкротом сделками) и наступлением неплатежеспособности есть причинно-следственная связь. Если предприниматель попросту не рассчитал коммерческие риски, к субсидиарной ответственности его привлекать не будут.

5.       Декрет закрепляет, что нормативные правовые акты СССР и БССР не являются обязательными. Самой распространенной из «старичков» является инструкция по заполнению доверенности формы М-2.

6.       Принятие решения о возможности изменения назначения объектов недвижимого имущества, принадлежащих субъектам хозяйствования, без проведения строительно-монтажных работ, а также решения об изменении целевого назначения земельных участков, на которых такие объекты расположены, осуществляется исполкомами по заявлению субъекта хозяйствования в рамках выполнения одной административной процедуры (подп.5.11 п.5 Декрета № 7).

7.       Согласно подп.5.12 п.5 Декрета № 7 субъекты хозяйствования вправе использовать для размещения производственных, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, офисных помещений объекты недвижимого имущества

по назначению, отличному от назначения, указанного в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (без проведения реконструкции), если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования. Обратите внимание – есть исключения.

8.       Юридические лица могут работать без печатей. Ждем изменения форм Т(Т)Н и прочих обязательных для применения первичных документов.

Только прежде чем принять решение отказаться от печати, стоит подумать: как именно директор будет подтверждать свои полномочия? Ведь до декрета печать выполняла функцию доверенности (в том числе). А в судах наличие печати уже давно не принимается во внимание, главное – чья подпись на документе.

9.       Можно ездить без путевых листов. Да сих пор форма путевых листов разрабатывалась субъектами хозяйствования самостоятельно с учетом потребности в определенной информации. Не забывайте, что разработать документ, позволяющий вести учет пробега и расхода топлива тем, у кого ГСМ формируют затратную часть при исчислении налога на прибыль и подоходного налога, придется в любом случае.

10.   Можно размещать наружную рекламу и рекламу на транспорте без согласования ее содержания с исполкомами, а также иными государственными органами (абзац 4 подп.4.6 п.4 Декрета № 7)

Это не все послабления, лишь те, которые на наш взгляд кажутся наиболее значимыми для большей части субъектов хозяйствования.

Декрет № 7 содержит поручения по разработке целого комплекса новых, а также изменения действующих НПА: от смягчения уголовного законодательства в экономической сфере до сокращения перечня объектов обязательного подтверждения соответствия.

Полностью Декрет №7 с приложениями скачать можно здесь - http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-7-ot-23-nojabrja-2017-g-17533/

В целом документ оставляет положительное впечатление. Но в частностях – все зависит от последующих за ним изменений …

Несколько поколений нас приучали жить по правилам, инструкциям, методическим рекомендациям. Нет у людей стимула заниматься разработкой, организацией процессов внутри отдельно взятой фирмы, да еще и на бумаге.

В 2011 году Указом №114 отменили практически все формы первичных документов, оставив исчерпывающий перечень обязательных.   И что? Как использовали доверенность формы М-2, так и используют до сих пор. Только теперь её надо сначала утвердить в качестве применяемой конкретным субъектом хозяйствования. Доходит до абсурда: эту форму требуют (хорошо хоть не все) как единственно правильную. Это только доверенность. А сколько еще документов необходимо «разработать» и утвердить? Как правило, идут по пути наименьшего сопротивления и принимают ранее действовавшую форму, соблюдая при этом минимальные требования к оформлению первичного учетного документа.

Зато как интересно получается далее… Учетная политика организации включает в себя среди прочего разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов, то есть в учетную политику включаются формы документов, уже являющихся первичными учетными документами (п.4 ст.9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).  Включает кто-нибудь все используемые формы первичных документов в учетную политику? – нет, т.к. это огромный пласт работы. Нет документа – есть нарушение требований к формированию учетной политики. А это уже нарушение должностным лицом установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, которое влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ (часть 1 ст.12.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Одно успокаивает: этот штраф должностное лицо получит при проверке с вероятностью в 99%, так что стоит ли особо переживать по поводу не включения форм..

Вот и Декрет №7 отменил печать, отменил путевой, отменил массу согласований и ТНПА. Но требования к безопасности продукции, оказанию услуг, условия для признания затрат таковыми в целях налогообложения остаются.  Эти требования соблюдать станет сложнее, потому что придется самостоятельно разрабатывать регламенты (формы документов, инструкции, технические условия на продукцию, описание процессов и т.п.). Кто этим будет заниматься? Вопрос риторический для малого бизнеса…

vkontakte facebook twitter
Информация для покупателя

Юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ПрофИКа"

Беларусь Минск 220113, г. Минск, ул. Мележа, 5, корпус 1, офис 403 К

Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр

Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг/Регистре производителей товаров: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь

Регистрационный номер ЕГР: 192947161

УНП: 192947161

Регистрационный орган: Минский горисполком

Дата регистрации компании: 27.07.2017

Режим работы:

ДеньВремя работы
Понедельник09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Вторник09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Среда09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Четверг09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Пятница09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной