Корзина
Контакты
ООО "Компания ПрофИКа"
+375293110560консалтинг
+375295750287консалтинг
+375291533443обучение
+375291708503подбор персонала
+375445639902инжиниринговые услуги
Калиниченко Оксана Владимировна
БеларусьМинск220113, г. Минск, ул. Мележа, 5, корпус 1, офис 403 К
Карта

Коротко о сути Закона о защите прав потребителей

Коротко о сути Закона о защите прав потребителей

Коротко о сути Закона о защите прав потребителей

            /В настоящей статье мы рассмотрим действующее положение вещей, или иначе сказать «стандартов», к каковым отнесем и нормативные правовые акты в области защиты прав потребителей.

/И так, рассмотрим Закон Республики Беларусь от  9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей». Всю воду для других направлений деятельности мы опустим, оставив только интересующие Нас взаимоотношения.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров. Тут все понятно.

Статья 5. Права потребителя

1. Потребитель имеет право на:

1.1. просвещение в области защиты прав потребителей;

1.2. информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);

1.3. свободный выбор товаров (работ, услуг);

1.4. надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);

1.5. возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;

1.6. государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;

1.7. общественную защиту своих прав.

/Именно согласно требований статьи этого Закона и требуется от исполнителя услуги наличие информационного стенда и прочей бумажной мишуры на случай «А ВДРУГ кто-то спросит»? В основном нарваться на неприятности можно только от  контролирующих организаций и не дай бог в случае судебных тяжб, где обиженный (или «черный» потребитель) будет настаивать на том, что ему не представлена в полном объеме гарантированная государством «Информация».

/О перечне необходимой информации подробно изложено в «Правилах бытового обслуживания потребителей».

Статья 13. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) по установлению срока службы, срока годности, срока хранения товара (результата работы), а также гарантийного срока на товар (результат работы, услугу).

/Эта статья говорит о необходимости установления исполнителем услуги, в нашем случае это ремонт и (или) техническое обслуживание транспортного средства, гарантийного срока. В соответствии с Правилами бытового обслуживания гарантийные сроки устанавливаются в гарантийных талонах и (или) документах, подтверждающих факт оказания услуги: 

техническое обслуживание – 20 дней или пробег не более 2000 км с даты приемки механического транспортного средства потребителем в зависимости от того, какое из этих обстоятельств наступит раньше;

ремонт – в течение 30 дней или пробег не более 2000 км с даты приемки механического транспортного средства потребителем в зависимости от того, какое из этих обстоятельств наступит раньше;

ремонт кузова и его элементов – 6 месяцев с даты приемки механического транспортного средства потребителем;

полная и частичная окраска – 6 месяцев с даты приемки механического транспортного средства потребителем. Указанные гарантийные сроки являются минимальными и могут быть увеличены исполнителем в соответствии с его технологическими возможностями.

/В случае отсутствия указанной информации потребитель имеет право воспользоваться следующими статьями вышеуказанного закона:

Статья 15. Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) за нарушение прав потребителя;

Статья 16. Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).

/Финансовая нагрузка на исполнителя будет определяться уровнем юридических знаний истцом или его защитником (представителя органа по защите прав потребителей, адвоката).

/Опять же ни в коем случае нельзя сравнивать гарантийные сроки, определяемые физическим лицам (владельцам собственных транспортных средств),  и гарантийные сроки, выдаваемые транспорту юридических лиц. В данном случае и в соответствии с СТБ 1175 гарантийные сроки могут быть определены в перечисленных выше диапазонах только с обязательным перечислением и согласованием их в договорах на оказание услуг. Выдачи гарантийных талонов и (или) заказ-нарядов с информацией о гарантийных сроках считается недостаточным (чревато на выставление ответчика как минимум на годовую гарантию). Таковы реалии нашего законодательства.

Статья 20. Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества

Сокращать или пояснять  последующий текст считаю нецелесообразным, на редкость читаемо и понятно:

7. Потребитель вправе предъявить требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара в течение гарантийного срока.

8. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у данного продавца.

9. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости – провести проверку качества товара. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан проинформировать потребителя о его праве на участие в проверке качества товара, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно, – также о месте и времени проведения проверки качества товара.

При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.

10. В случае, когда недостатки товара обнаружены потребителем в гарантийный срок, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы.

/В моей практике работы я знаю, что с черными потребителями можно и даже успешно бороться, конечно если исполнитель уверен в своей правоте и действительно не «накосячил». В противном случае лучше оперативно и в кратчайшие сроки  «удовлетворить» законные требования заказчика. А сроки устранения недостатков таковы:

Статья 32. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

1. Недостатки выполненной работы (оказанной услуги) должны быть устранены исполнителем в течение четырнадцати дней, если более длительный срок не оговорен соглашением сторон.

2. За нарушение предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку в размере одного процента цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена, – в размере одного процента общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки.

/ У многих руководителей предприятий автосервиса возникают сомнения и вопросы о ценообразовании при оказании услуг. Следующая статья кратко и четко ставит точку в Ваших сомнениях:

Статья 34. Смета либо калькуляция на выполнение работы (оказание услуги)

1. На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), могут быть составлены твердая или приблизительная смета либо калькуляция. Составление такой сметы либо калькуляции по требованию потребителя или исполнителя является обязательным.

2. Исполнитель не вправе потребовать увеличения твердой сметы, а потребитель – ее уменьшения, в том числе и в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов, если иное не установлено настоящей статьей.

3. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, которые должны быть предоставлены исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, исполнитель имеет право потребовать увеличения установленной твердой сметы, а при отказе потребителя выполнить это требование – расторжения договора в судебном порядке.

4. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ (оказании дополнительных услуг) и по этой причине существенно превышается приблизительная смета, исполнитель обязан своевременно в письменной форме предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласия на превышение приблизительной сметы, он вправе расторгнуть договор. В этом случае исполнитель может потребовать от него плату за выполненную часть работы.

Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы.

/Вот почему при оформлении заявки на ремонт необходимо предварительно согласовать стоимость услуг, оговорить способ общения (письменно, лично, по телефону) с заказчиком в случае возникновения (обнаружения) скрытых поломок (недостатков) при ремонте транспортного средства.

Почитав этот закон на 25 листах машинописного текста мой 20 летний практический стаж работы подсказал, где прячется «соль» и какие тезисы из этого обширного законодательного акта применимы  и востребованы в 99% случаях.

В следующей статье рассмотрим требования СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса», его обязательность в практике и что из этого документа лучше соблюдать неукоснительно, ибо никогда заранее не знаешь, откуда гром грянет.

vkontakte facebook twitter
Информация для покупателя

Юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью "Компания "ПрофИКа"

Беларусь Минск 220113, г. Минск, ул. Мележа, 5, корпус 1, офис 403 К

Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр

Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг/Регистре производителей товаров: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь

Регистрационный номер ЕГР: 192947161

УНП: 192947161

Регистрационный орган: Минский горисполком

Дата регистрации компании: 27.07.2017

Режим работы:

ДеньВремя работы
Понедельник09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Вторник09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Среда09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Четверг09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
Пятница09:00 — 19:00 (перерыв:13:00 — 14:00)
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной